Проснулись и фондовые рынки – и как! Мы писали в прошлом обзоре, что затянувшийся неумеренный оптимизм чреват резким обвалом в случае появления серьёзного негатива – правда, не предполагая, что эта угроза реализуется так скоро. Попробуем разобраться в механике таких событий – ведь они случаются не впервые. Представим себе, что благоприятный финансово-экономический фон породил оптимизм – отражающийся в росте какого-либо рынка. Спекулянты покупают активы, а по мере их роста фиксируют прибыль – ведь они знают, что оптимизм не вечен; на таком рынке постоянно присутствуют и желающие продать, и желающие купить – участники, закрывшие позиции, готовы в случае хорошего отката цены снова вернуться в покупку. Подобное положение дел создаёт ситуацию постоянного “подхвата” - даже локальная негативная новость, вызывающая рефлекторные продажи, не разворачивает тенденцию: придя в себя, публика решает: “Ну и что? текущие неприятности были и будут всегда, но в целом-то макроэкономический фон по-прежнему благоприятен: стало быть, всё плохое уже случилось, так что можно смело возвращаться” - и новый вал покупок поднимает рынок к новым вершинам. Это хорошо знакомая профессионалам картина – во время сильного и здорового тренда локальные провалы цен из-за краткосрочного негатива на глазах разворачиваются вверх: на графиках динамика цены выглядит как устойчивый рост, временами прерываемый короткими резкими снижениями, вновь переходящими в повышение.
Совсем иная картина возникает при тотальном шизофреническом оптимизме, вызванном в основном пропагандой, а не фундаментальным здоровьем экономики. Перманентный шум агитпропа создаёт атмосферу ажиотажа, вовлекающую в спекуляции “чайников” (вспомним знаменитую легенду о чистильщике сапог Дж. П. Моргана в 1929 году) – последние обычно осторожны, поэтому входят в рынок, когда тот уже изрядно вырос, не в силах более терпеть зрелище уплывающих лёгких денег, особенно когда вокруг трубят фанфары официоза. Именно так случилось в этот раз – основной рост с низов 2009 года был сделан силами редких институциональных спекулянтов: и лишь когда Доу вырос более чем в 1.5 раза и перевалил за 10000 пунктов, широкая публика наконец не выдержала и стала покупать – особенно активным этот процесс стал в окрестностях 11000. Но атмосфера массового ажиотажа вкупе с непрофессионализмом новых покупателей порождает опаснейшую доминанту жадности – терзаясь “слишком поздним” входом в рынок и “огромной недополученной прибылью” в начале его роста, публика почти не фиксирует прибыль по своим позициям. Она лишь покупает, покупает и покупает, стремясь наверстать упущенное – но в таком случае все по уши сидят в покупках: иначе говоря, при этом раскладе будущих покупателей, сидящих в засаде и ждущих отката цены, очень мало – а значит, в случае такого отката отсутствует массовый “подхват”. Из-за этого резкая коррекция напоминает пожар: “чайники” впадают в панику, беспорядочно фиксируя убытки или (если успели) мини-прибыли, что валит цены ещё ниже – а если у многих покупателей открыты позиции с плечом, то при серьёзном падении они сталкиваются ещё и с дефицитом гарантийного обеспечения (так называемый “маржин-колл”): брокеры принудительно закрывают их позиции, т.е. выходят на рынок с большими заявками на продажу, превращая падение рынка в вертикальный обвал. Во всём этом движении публика играет роль жадного раджи из советского мультфильма “Золотая антилопа”: лишившись разума на волне безумного ажиотажа, она требует “ещё, ещё и ещё!”, пока не оказывается погребена под горой свалившегося на неё виртуального профита – тогда она вопит “довольно!”, и золото тотчас превращается в черепки. Именно это и произошло 6 мая, когда рынок охватила паника – индекс Доу-Джонса к 22.50 мск рухнул на 1000 пунктов; и хотя затем у многих банков и фондов включились программы автоматических покупок, быстро отбившие индексы от низов, в целом картина обвала выглядит впечатляюще – за 3 дня рынок отыграл полугодовой рост!
Попытки оправдать случившееся (как же так: в разгар оптимизма – и такой пассаж!) появились сразу же, благо на рынке и впрямь творился бардак: акции солидных фирм Procter & Gamble и 3M рухнули на неподобающие им величины, а крупная консалтинговая компания Accenture вмиг обесценилась с 40 с лишним долларов за акцию до 1 цента! Однако расследование показало, что никаких технических сбоев в системах NYSE и NASDAQ не было – хотя последняя и решила волюнтаристски отменить все сделки, приводившие к падению цен на определённые акции на 60% и больше. Поговаривали об ошибке трейдера Citigroup, якобы перепутавшего миллион с миллиардом – но всё это никак не объясняет одновременного падения всех акций, а не отдельных бумаг или хотя бы сегментов рынка. Поэтому скорее всего речь идёт именно о массовом маржин-колле – ставшем бичом рынков за последние 10 лет: как раз в апреле 2000 года произошёл первый такой случай, положивший начало падению акций после безумного рост доткомов в конце 1990-х – и вот теперь к череде подобных случаев прибавился новый “чёрный четверг”.