Об истоках кризиса или все только начинается

  • Автор темы UT Belarus
  • Дата начала

UT Belarus

New member
В последние 10 лет экономика США держится на огромных кредитных ресурсах. В данной стране за последние годы объем выданных банками кредитов превысил 40% ВВП. При этом в последнее десятилетие на кредитование реального сектора национальной экономики направляется только 15% кредитных ресурсов, а за счет остальных 85% кредитуется потребление. В конце 70-х—начала 80-х годов прошлого века соотношение было таким: 25-30 % кредитных ресурсов направлялось в производство, 70-75% —в сферу потребления. Эти пропорции показывают общее уменьшение собственных сбережений в США. Жизнь в кредит стала нормальной для развитых стран. В США объем совокупного потребительского кредитования за последние примерно 50 лет увеличился с 20 млрд долл. до 2,5 трлн долл.
Наступление кризиса можно было предвидеть несколькими годами ранее. Его причины были связаны с лопнувшим в конце 2000 года «пузырем интернет-компаний». Тогда ФРС снизила ставки по федеральным фондам с 6,5 до 3,5% всего за несколько месяцев. Затем произошла террористическая атака 11 сентября 2001 года, и ставка была снижена еще больше — вплоть до рекордного 1% к июлю 2003 г. — и сохранялась на этом уровне на протяжении целого года 31 месяц подряд процентная ставка по краткосрочным займам, скорректированная на величину инфляции, оставалась на уровне ниже нуля. Данный факт способствовал стремительному росту кредитования в стране в последующие годы.
Кредитные организации, финансировавшие ипотеку под закладные, снижали свои стандарты оценки заемщиков, что привело к выдаче кредитов ненадежны заемщикам. Банки искали новые способы стимулирования бизнеса, направленные на получение дополнительных комиссионных. Инвестиционные банки с Уолл-стрит разработали множество способов переложить кредитные риски на других инвесторов таких, как пенсионные и взаимные фонды, желавших увеличить свои доходы. Они также создали SIV (structured investment venicles) — структурированные инвестиционные компании, позволявшие помимо прочего не показывать некоторые виды активов на балансовых счетах самих банков.
С 2000 по середину 2005 года рыночная стоимость готового жилья выросла более чем на 50%, а строительство нового жилья шло быстрыми темпами. По расчетам Merrill Lynch, примерно половина роста ВВП США в первой половине 2005 года была связана с жилищным рынком: либо напрямую — через строительство домов и покупки, связанные с домами, например новой мебели; либо опосредованно — через расходование средств, аккумулированных за счет рефинансирования закладных .
Начиная с 80-х годов прошлого века норма сбережения домашних хозяйств в США постоянно снижалась, а потребление возрастало, что привело к структурным диспропорциям в экономике: население стало больше потреблять сверх реальных доходов в основном за счет кредитных ресурсов банков и меньше сберегать, а следовательно сбережения не возвращались в экономику в виде инвестиций по средствам распределительных механизмов. Этим фактом нарушалось одной из основных макроэкономических тождеств сбережения домашних хозяйств в эквивалентной стоимости равны внутренним инвестициям в экономику. Общую динамику нормы сбережения в США за 20 лет можно проследить по рисунку 1.1 начиная с 80-х гг. прошлого века по 2010 год. Из данного рисунка видно, что самых минимальный значений данный показатель достиг в предкризисные годы в 2005-2007 гг. он составлял соответственно 1,4, 2,4 и 2,5%, что являет крайним низким показателем по сравнению с другим промышленно развитыми странами в Германии данный показатель за 2007 г.— 10,8%,во Франции—15,4%.
http://static.wix.co...20_0.00_jpg_srz


​Рост потребления и стоимости жилья в десятки раз активизировал спекулятивные действия. Поскольку рост реального среднего дохода в начале 2000-х гг. был достаточно слабым, стали распространены кредиты с плавающей процентной став¬кой, привязанной к ставке ФРС (adjustable rate mortgages, ARM). Ставки по кредитам были ниже рыночного уровня на период первых двух лет. Предполагалось, что через два года, когда стоимость кредитования будет повышена, заемщики смогут перекредитоваться с учетом выросшей стоимости жилья. Это могло бы принести кредиторам дополнительные комиссионные. Требования к заемщикам практически исчезли, и жилищные займы стали доступны для лиц с низким кредитным рейтингом, часть из которых была достаточно зажиточна. Широко распространены были так называемые Alt-A, или liar loans, — для их получения требовался минимум документов либо документы вообще не требовались. При содействии кредиторов и кредитных брокеров распространились так называемые ninja loans — займы, которые могли получить лица без работы, без источников дохода и без активов. Данный факт привел к росту ипотечный долгов домашних хозяйств, которые можно проследить по рисунку 1.2.
​http://static.wix.com/media/5b72ec_92fd61bbc9ccedd1b0414fc39bbb09aa.png_srz_505_297_75_22_0.50_1.20_0.00_png_srz
Банки начали избавляться от наиболее рискованных ипотечных кредитов, трансформируя их в обеспеченные CDO. CDO – это ценные бумаги, которые объединяли денежные по¬токи, состоявшие из тысяч отдельных ипотечных кредитов, в связанные облигации, соотношение «риск/доходность» по которым настраивалось в зависимости от предпочтений различных инвесторов. Крупнейшие транши, составлявшие примерно 80% облигаций, имели право первоочередности при погашении за счет соответствующих денежных потоков, поэтому могли продаваться с высшим рейтингом AAA. CDO оценивались рейтинговыми агентства¬ми и продавались институциональным инвесторам. Весь доход от операций первоначального предоставления кредита до окончательного размещения формировался за счет комиссий: чем выше объемы, тем выше бонус. Перспективы получения комиссий без особого риска приводили к расслабленному ведению бизнеса, в том числе допускавшему обман. Зона subprime, имевшая дело с неопытными и недостаточно информированными потребителями, была наполнена мошенническими действиями. Началась активная игра с так называемыми teaser rates — исключительно льготными ставками кредитования на первые годы, искушавшими потребителей взять кредит.
Примерно с 2005 года секьюритизация кредитов—выпуск ценных бумаг, обеспеченных долговыми обязательствами, превратилась в настоящий высокодоходный бизнес среди инвестиционных банков, брокерских фирм, рейтинговых агентств и ипотечных компаний. Представлялось возможным легко и быстро создать синтетические ценные бумаги, риски по которым казались сопоставимыми с рисками на¬стоящих ценных бумаг и как бы не несли на себе бремя покупки или объединения реальных кредитов. В результате появилось поле для создания новых и новых рискованных производных бумаг, их объем выпуска уже практически не соответствовал реальному рыночному предложению. Предприимчивые инвестиционные банки разделяли имевшиеся обеспеченные долговые обязательства и формировали из частей различных CDO производные бумаги, получившие название CDO2. Появились даже производные бумаги следующего уровня, CDO3. Основная доля низкомаржинальных CDO имела рейтинг AAA. Иначе говоря, на рынке стало больше обязательств с рейтингом AAA, чем было активов с тем же рейтингом. Выставление рейтингов стало прибыльным бизнесом для рейтинговых агентств, при этом не существовало никакой ответственности среди данных компаний по выставлению рейтингов, так же отсутствовали какие либо правила по их выставлению и наказания со стороны регулирующих органов в случае их неправильного выставления, что приводило к определенным манипуляциям на данном рынке. На кульминационной стадии синтетические продукты составляли примерно половину объема торговавшихся ценных бумаг.
Мания секьюритизации не ограничилась ипотечными кредитами, а распространилась на другие формы кредитования и страхования. Существовал крупнейший рынок кредитных дефолтных свопов (credit default swaps, далее — CDS). По средствам CDS были перестрахованы многие ценные не только ипотечные ценные бумаги, но и акции, облигации корпораций и государственного сектора. Этот синтетический финансовый инструмент был изобретен в Европе в начале 1990-х годов и представлял собой специфический вид соглашения между двумя банками. Банк А, продавец свопа (покупатель защиты от риска), соглашался выплачивать в течение оговоренного количества лет ежегодную комиссию, связанную с определенным набором кредитов, банку В, покупателю свопа (продавцу защиты от риска). В течение срока действия соглашения банк В компенсировал возможные потери банка А в случае, если с портфелем кредитов происходили оговоренные события, например неисполнение обязательств. До появления CDS банк, желавший диверсифицировать свой портфель, должен был покупать или продавать части кредитов, что было сложно, так как требовало согласия заемщика на переуступку прав. Соответственно, как только появился новый инструмент, он сразу приобрел популярность. Сложились стандартизированные условия, и оценочный объем таких контрактов вырос к 2000 году примерно до триллиона долларов.
В начале 2000-х годов на рынке увеличилась доля хеджевых фондов. Специализируясь на кредитах, они действовали подобно нелицензированным страховым компаниям — получали комиссию от CDO и других ценных бумаг, страхованием которых занимались. Ценность такого страхования часто была сомнительной, потому что страховые контрак¬ты могли быть включены в сделку без уведомления сторон. Рынок рос по экспоненте, пока не превысил в номинальном выражении все остальные рынки. Расчетный номинальный объем действовавших CDS-контрактов составлял 42,6 триллиона долларов. Эта сумма была настолько вели¬ка, что примерно равнялась величине благосостояния всех американских домохозяйств.
Глобальный финансово экономический кризис к началу 2009 г. привел к дестабилизации мировой и национальных экономик. За последний квартал 2008 г. и первую половину 2009 г. по всем странам в мире наблюдались спад промышленного производства, торговли и спроса, рост безработицы и бедности. Потребительская и деловая активность снизилась, сократились объемы кредитования, а лопнувшие «пузыри» на рынке активов серьезно подорвали финансовое благосостояние. Сильно пострадали развитые страны, за которыми серьезные проблемы начались у многих развивающихся стран. На конец 2008 г. в странах с высоким уровнем доходов промышленное производство в среднем сократилось на 8,5% по сравнению с аналогичным периодом предыдущее года. Уже к началу II квартала 2009 г. спад промышленного производства в США составил 13,4%, в еврозоне — 21%, в Японии— рекордные 30,7%. К августу 2009 г. произошла лишь относительное улучшение ситуации — в США промышленный спад составил 10,7%; в еврозоне — 15,9; в Японии — 18,7%. Эти показатели серьезно контрастируют в сравнению с максимальным показателем роста уровня промышленного производства в этих странах отмеченным в октябре 2007 г. В развивающихся странах в конце 2008г. темпы прироста промышленного производства упали до нуля, а с середины I квартала 2009 г. приобрели выраженную отрицательную динамику. Исключение составляет Китай, Индия, Сингапур, Индонезия и Вьетнам, по сравнению с промышленно развитыми странами рост составил примерно в 10% по сравнению 2008 годом . Реальный ВВП в данный период в промышленно развитых странах показывал отрицательный рост. Данные приведены по таким странам как Великобритания, Франция, США и Япония ввиду высокого их удельного веса ВВП в общем мировом ВВП.

Как из приведенной таблицы наибольшее падение реального ВВП наблюдалось в Японии и Великобритании. Так как экономика Японии является экспортно-ориентированной, падение наблюдалось в циклических отраслях таких, как машиностроение, химическая и металлургия ввиду сокращения глобального спроса на мировых рынка на продукцию данной страны. В Великобритании с падением в финансовом секторе страны, ввиду высокого удельного его веса в ВВП.
Так как кризис поначалу произошел в США, видится целесообразным остановиться на его влиянии на экономику этой страны. С общей динамикой ВВП можно ознакомиться выше таблице 2. Следует отметить, что наибольшее падение наблюдалось в 2009 г. 2,6%.

Одним из наиболее пострадавших от кризиса рынков является рынок труда. Так безработица остается на очень высоком уровне и составляет за август 2010 г. 9,6% в годовом исчислении, то есть 14,9 млн. человек в США остаются без работы. Данный показатель держится на таком высоком уровне уже несколько лет подряд.
За три года кризиса правительство США в значительной степени увеличило государственные расходы в целях предотвращения негативных последствий глобального финансово-экономического криза, о которых будет сказано в дальнейших главах, и стимулирования экономики, что привело к значительному увеличению дефицита федерального бюджета США: в 2008 г. он составил 1.4 трлн долл., в 2009 г.— 1,2 трлн долл., в 2010—1294 трлн долл. . Данный показатель по отношению к ВВП находится в пределах 8,5-9% при нормативном значении 2-3%.
Значительная эмиссия денег не привела в последующие годы к увеличению инфляции в США. В 2007 г. она составляла 4,1%, в 2008 г.— 0,0 %, 2009 г.— 2,8%, в 2010 г.— 1,4%, в 2011 г.— 3% . Причиной нулевого рост инфляции в 2008 г. являет сжатие денежной массы из-за падения фондового рынка, сырьевого и рынка промышленных металлов.
Одним из самых пострадавших от кризиса 2007-2009 гг. секторов экономики— финансовый сектор. Началом падения на фондовом рынка послужило сообщение о банкротстве одного их крупнейших инвестиционных банков США Lehman Brothers с активами более 600 млрд долл. За 2008 г. фондовые индексы потеряли более 30% своей стоимости. Помимо банкротства Lehman Brothers в США также обанкротились, такие инвестиционные банки как Merrill Lynch, Bear Stearns и страхования компания American International Group (далее— AIG). Merrill Lynch и Bear Stearns выкупили крупнейшие банки США такие, как Bank of America и JPMorgan Chase соответственно. Страховая компания AIG была спасена при помощи больших инвестиций правительства. Для предотвращения банкротства Lehman Brothers Федеральной корпорации по страхованию вкладов населения (Federal Insurance corporation, далее – FDIC) пришлось потратить 918 млрд долл., а 72 млрд долл. так и не были возмещении инвесторам.
Банкротство крупных инвестиционных банков привело к значительному увеличению количество обанкротившихся банков на региональном уровне. С общей динамикой обанкротивших банков с 2007г. по 2010г. можно ознакомиться в рисунке 1.3. Взяты банки с активами около 10 млрд долл.

http://static.wix.co...20_0.00_jpg_srz
Как видно из приведенного рисунка пик банкротств пришелся на 2009 г. 140 банков прошли процедуру санации. Суммарная стоимость активов обанкротившихся региональных банков приведена в рисунке 1.4 в динамике за 2007-2010 гг. Данные не учитывают стоимость активов обанкротившего Lehman Brothers. Из данного рисунка видно, что наибольшая стоимость по активам банкротств банков пришлась на 2008 г., хотя общее их количество составило 25. В 2009-2010 гг. банкротству подверглись менее крупные региональные банки.
http://static.wix.co...20_0.00_jpg_srz
Однако уменьшение количества банкротств сопровождает увеличением общего количества проблемных институтов в США. Общая их динамика приведена в таблице 3 (таблица на сайте) с группировкой по суммарной стоимости активов за 2006-2011 гг. Из приведенной таблицы видно, что увеличение проблемных финансовых институтов и стоимость «плохих активов» на их балансе наблюдалось в 2009-2011 гг. Данный фактор был обусловлен в большей степени неликвидностью данных активов и пиком в данные годы неплатежей со стороны домохозяйств по ипотеке, а так же со значительным падением цен на недвижимость во многих штатах США. К примеру в Калифорнии цена недвижимость в данные годы упала на 30%, а в отдельных городах и больше.
Так же из приведенных данных можно проследить, что экономика США может потерять практически 1 трлн долл. в качестве кредитных ресурсов в 2012 г., и стабилизации в банковском пока не наблюдается.
Сокращается также и общее кредитование. Автор привел в рисунке 1.5 три виды кредитов: ипотечные, потребительские и коммерческие в динамике 2009-2010гг., т.к данные виды кредитов больше всего влияют на потребление в экономике.
http://static.wix.co...20_0.00_jpg_srz
Ели рассматривать влияние глобального финансово-экономического кризиса на экономику Германии, то следует отметить ряд негативных тенденций за 2008-2010 гг. В 2008 г. рост реального ВВП составил 1,1%, в 2009 г. падение на 5,1 %, в 2010 г. рост на 3,7%. Падение реального ВВП в 2009 г. было одно из самых значительных за все современную историю Германии и благодаря принятым правительством антикризисным программам удалось его быстро восстановить в 2010 г. В номинальном выражении сокращение ВВП в 2009 г. составило 99,3 млрд евро. Инфляция в 2008 г. составила 2,8 %, в 2009 г.— 0,2 %, 2010 г.— 1,2% . Низкие темпы в 2009 г. в значительной степени были обусловлены сжатием денежной массы, обусловленной падением ценных бумаг на фондовом рынке. Падение индексов составило 40 % на март 2009 г. Однако уровень безработица за 2008-2010 гг. в Германии постоянно сокращался, что можно охарактеризовать как положительный сигнал, свидетельствующий о быстром восстановлении экономики. В 2008 г. данный показатель был 8,8%, в 2009 г.— 8,0%, 2010 г.—7,5 %. Так как экономика Германии является ориентированной на экспорт, то даже в кризисные годы счет текущих операций платежного баланса по отношению к ВВП оставался положительным в 2008 г.— 6,6%, в 2009 г.— 6,5%, 2010г. – 6,1% . Темпы потребительского кредитования по отношению к ВВП в 2008г. составили 3%, в 2009 г. замедлились до 1,9%, в 2010 г. наблюдался рост в размере 3,1% . Причина столь положительных результатов заключает в том, что банковская система Германии не так монополизирована как в США и Великобритании. Наибольший удельный вес в активах банковской системы занимают средние и мелкие банки, ориентированных на кредитовании реального сектора экономики, а также населения.
Если рассматривать влияние глобального финансового кризиса на экономику Великобритании то следует отметь, что кризисные явления наблюдались уже в 2008 г. Динамика реального ВВП была отрицательной на протяжении 2008-2009 гг. и составила 1,1% и 4,4% соответственно, в 2010 г. наблюдался рост в размере 2,1%. Инфляция в 2008 г. составила 3,6%, в 2009 г.— 2,2%, в 2010 г.— 3,3 %. Темпы инфляции были одни и самых высоких в ЕС. В отличие от Германии уровень безработицы в Великобритании постоянно возрастал в 2008-2010 гг., что свидетельствует о слабых восстановления экономики. В 2008 г. данный показатель равнялся 5,4 %, 2009 г. – 6,2 %, 2010 г.—7 %. Отношение счета текущих операций платежного баланса к ВВП за 2008-2010 гг. было также отрицательным: в 2008г.—2,4%, 2009г.—1,8%, 2010 г.—2,1%. Темпы потребительского кредитования по отношению к ВВП в 2008г.составили 12%, в 2009 г. наблюдались отрицательное значение в размере 11,1% , в 2010 г. восстановление до 2,1%. Столь значительное падение темпов потребительского кредитования в 2009 г. связано с большими убытками по ипотеке системообразующих банков Великобритании, увеличением доли просроченной задолженности в кредитном портфеле, а также высокой монополизацией банковского сектора. На доли восьми банков приходится больше половины выданных кредитов в стране. Это такие банки как HSBC, Royal Bank of Scotland, Barclays, HBOS, Lloyds TSB, Standard Chartered, Abbey и Nationwide Building Society.
Практика предотвращения негативных последствий кризиса во многих зарубежных странах сводится к проведению мягкой денежно-кредитной и бюджетно-финансовой политики.
В 2008 г. угроза рецессии подвергла правительств многих стран принять масштабные программы поддержки национальных экономик. Общий объем антикризисных мер, заявленных к концу 2008 г., составил в США более 1 трлн долл., Германии— свыше 200 млрд евро, в Японии—57 трлн йен. Масштабная программа стимулирования экономики принятая в Китае— 4 трлн юаней (почти 600 млрд долл.).
Ввиду важности для мировой экономики США для мировой экономики, высокого удельного в мировом ВВП, целесообразным остановиться на бюджетно-финансовой политике, осуществляемой правительством США.
В период с 2008 по 2009 год в США использовалась преимущественно мягкая бюджетно-финансовая политика. В этот кризисный период было принято два пакет стимулирующих мер: план Буша и план Обамы.
Общий пакет стимулирующих мер «плана Буша» был принят Конгрессом США 3 октября 2008 г. в размере 700 млрд долл. Он предусматривал следующие мероприятия:

  • средства в размере 168 млрд долл. для стимулирования американской экономики. При этом 152 млрд долл. было выделены в 2008 году;
  • по новому закону, более 130 миллионов американцев получили от правительства чеки от 300 до 1200 долл. Кроме того, семьям будет выплачено еще по 300 долл. на каждого ребенка, что должно было способствовать оживлению экономики. Выработанный пакет мер предусматривает налоговые скидки для индивидуальных налогоплательщиков, малого и среднего бизнеса в общей сложности на сумму в 150 млрд долл., или 1% от годового ВВП США;
  • 250 млрд было направлено на выкуп проблемных финансовых активов и стабилизации финансовых рынков. В результате чего крупнейшие ипотечные компании США такие, как Fannie Mae и Freddie Mac стали полностью государственными, национализирована была также страховая компания AIG group [29];
  • программа, разработанная Минфином США и администрацией Буша, предполагала, что фиксироваться будут ставки по кредитам, взятым в 2005-2007 годах. Имеются в виду, в первую очередь, высокорискованные ссуды на жилье, то есть выданные не слишком надежным заемщикам с плохой кредитной историей, так как именно они пострадали от кризиса больше всего, поскольку процентные ставки для них были существенно выше, чем для остальных. "Заморозка" ставок призвана была помочь 1,2 миллиона американцев, которые взяли ссуду на жилье и не могли соблюдать сроки выплат, но в реальности число американцев, потерявших дома в 2008 по 2009 год, было около 775 тыс. человек и около 2 млн человек не смогли в срок расплачиваться по кредитам;
Конгресс США одобрил 18 февраля 2009 г. план Барака Обамы по спасению страны от экономического кризиса в размере около 787 млрд долл., которые пошли на борьбу с безработицей, стимулирование потребительской активности и снижение налогов для разных слоев населения. Согласно ему предусматривались следующие меры:
  • снижение индивидуальных налогов для тех, кто получает в год меньше 200000 долл., им была предусмотрена скидка на ставку налога в 500 долл. на человека и 1000 долларов на семью;
  • снижение налогов на бизнес компании, были снижены налоги на оборудование и покупку недвижимости;
  • траты на развитие инфраструктуры, 25 млрд долл. на инфраструктурные проекты. Это позволило создать 1 млн рабочих мест;
  • инвестирование в улучшение экологии. Было израсходовано 150 млрд долл. за 10 лет. Предполагалось тратить эти деньги на создание экологически чистых и возобновляемых источников энергии. Средства были предоставлены производителям для того, чтобы они могли улучшить свою энергетическую эффективность.
  • выделение солидной помощи штатам, поскольку бюджеты штатов дефицитны. Обама планирует истратить на эти цели в ближайшие годы около 200 млрд долларов. Деньги пойдут на медстахование в рамках программы Медикэйд и на образование, на помощь в виде талонов на еду, на компьютеризацию мониторинга здоровья;
  • около 40% принятого экономического пакета - это налоговые послабления - и 60% - государственные расходы на стимулирование экономики .
Одной из самых значительных программ, проводимых казначейством США, является программа «по оказанию помощи активам» (The Troubled Asset Relief Program, далее—TARP). Суть данной программы заключалась в следующем: казначейство покупало привилегированные акции банков с фиксированной доходностью без права управления, для увеличения ликвидных активов на балансе финансовых институтов и в целом кредитования экономики. Объем помощи первоначально предусматривался размером в 700 млрд долл., использовано в рамках данного лимита 413 млрд долл. Итоги данной программы можно выделить следующие:
  • программа TARP помогла рекапитализировать более чем в 450 малых и средних банков с активами до 1 млрд долл., которые получили средства в рамках данной программы;
  • компании Ford, GM и Chrysler вышли из банкротства, что помогло сохранить в автомобильной промышленности 151 700 рабочих мест - самый сильный рост отрасли за 10 лет, впервые с 2004 года, все три больших автомобильных компаний работают с прибылью;
  • независимые эксперты считают, что TARP, наряду с другими ответами правительства США на финансовый кризис, помогла сохранить около 8,5 миллионов американских рабочих мест, а также позволило предотвратить падение ВВП на 11,5%;
  • программа TARP банк принесла казначейству США 10 миллиардов долларов чистой прибыли;
  • программа TARP помогла более 850 000 домовладельцев получить возможность снижения платежей по ипотечным кредитам в среднем по 520 долл. каждый месяц;
  • по данной программы были профинансированы такие банки, как JPMorgan Chase, Bank of America, Citigroup и Bank of America в размере более 250 млрд долл., а так удалось избежать их банкротства;
 

UT Belarus

New member
Программа скидок по ипотечным кредитам (далее— MBS) предусматривала снижение процентов по ипотечным кредитам, выданные компаниями Fannie Mae и Freddie Mac под гарантии возврата данных займов казначейством США. Общий объем данной программы на январь 2012 года составил 124,5 млрд. долл. [34]
В рамках мягкой денежно-кредитной политики ФРС помимо основных инструментов—снижение учетной ставки с 2,25% до 0,0%, а потом поднятием до 0,25%, были использованы и другие нестандартные инструменты и программы. К ним можно отнести количественно смягчение один (далее—QE) и количественное смягчение два (далее — QE2) , а также операция «Твист». Программа QE стартовала в сентябре 2008г., суть которой состояла в вливании на рынок ликвидности через расширение баланса ФРС и выкуп у банков различных активов, ставших неликвидными в результате кризиса доверия. За короткий период - с сентября по декабрь 2008 г. - баланс ФРС увеличился с 900 млрд долл. до 2.3 трлн долл. В конце 2008 г. ФРС начала выкуп ценных бумаг, обеспеченных ипотечными кредитами и гарантированных государственными ипотечными агентствами, на 600 млрд долл.
В марте 2009 г. ФРС объявила масштабную программу увеличения выкупа облигаций - по ипотечным бумагам еще на 750 млрд долл., с доведением общего объема покупок этих бумаг до 1.25 трлн долл., одновременно был запущен выкуп американских казначейских облигаций на 300 млрд долл. Эта программа действовала до конца марта 2010 г. Однако летом 2010 г. появились сигналы резкого замедления роста американской экономики, поэтому в августе 2010 г. ФРС решила, чтобы не допустить преждевременного сокращения своего баланса, начать реинвестирование погашаемого долга по 30 млрд долл. в месяц.
С ноября 2010 г. стартовала программа QE2 по выкупу казначейских и ипотечных облигаций в объеме 600 млрд долл. с рынка, срок которой завершился в конце июня 2011. В результате данных программ баланс ФРС расширился до 2,5 трлн долл. С общей структурой ценных бумаг, находящих на балансе ФРС, можно ознакомиться в таблице 4, данные представлены на 8 февраля 2012 года. (Хотя недавно была запущена программа количественного смягчения QE3 и общий баланс расширился, но общей динамики она не изменит и монетизация долга ФРС продолжается)

http://static.wix.co...20_0.00_jpg_srz
Операция «Твист» была начата 21 сентября 2011 года, Федеральный комитет по открытым рынкам (далее— FOMC) к концу июня 2012 года выкупит и реинвестирует на 400 млрд долл. номинальной стоимости казначейских ценных бумаг с оставшимся сроком погашения от 6 до 30 лет номинальной стоимости казначейских ценных бумаг с оставшимся сроком погашения до 3 лет или меньше. Общая структура выкупаемых и реинвестируемых ценных бумаг в процентном соотношении к общей стоимости представлены в таблице 5 (таблица на сайте).
Основная цель данной программы являет реструктуризация государственного долга США с краткосрочных обязательств в долгосрочные в целях уменьшения долгового бремени на федеральный бюджет в последующие годы.
Если рассматривать антикризисные программы принятые в Германии, то общий их размер составил свыше 200 млрд евро. К концу 2008 г. началу 2009 г. были приняты два пакета помощи экономике в размере 31 млрд евро и 50 млрд евро соответственно, рассчитанные на два года. В рамках данных программ 18 млрд евро было израсходовано на инфраструктуру — в строительство автомобильных и железных дорог, школ, детских садов, 9 млрд евро— послабления налогового бремени предприятий и частных лиц. Помощь автомобильной промышленности составила 1,5 млрд евро: каждому автовладельцу за снятую с учета старую машину старше 9 лет заплатили 2500 евро при покупке новой, остальные средства были израсходованы на покупку акций банков, находящихся на грани банкротства таких, как Hypo Real Estate, Сommerz Bank и др. Министерство финансов ФРГ увеличило суммарный объем гарантий по вкладам в немецких банках, компенсируемых правительством страны до 1 трлн евро. Гарантии покрывали 100% текущих и депозитных вкладов граждан и составили примерно 83% от всех имеющихся в стране вкладов. Также правительством Германии в конце 2009 г. был принят антикризисный стабилизационный фонд объемом до 500 млрд евро. Из данного фонда было израсходовано 90 млрд евро на выплаты до конца 2009 г. за доли обанкротившихся банков. Остальные 400 млрд евро — это средства для льготных кредитов кризисным банкам. Принятый в конце октября 2009 г. закон предусматривал, что любой банк Германии может подать заявку на получение до 20 млрд евро льготного кредита, при этом правительство получало возможность влиять на текущие операции банка, в том числе определяя уровень зарплат менеджеров. Стабилизационный план финансировался на 65% из федерального бюджета и на 35% — из земельных бюджетов.
В Великобритании антикризисные программы были направлены на оказание помощи банкам и ипотечным организациям. Такая помощь была осуществлена как посредством частичной национализации банковских организаций, так и через предоставление им государственных кредитов и гарантий. В обмен на определенные обязательства, банкам была оказана помощь в форме:

  • увеличения Банком Англии лимита кредитования банковских организаций как минимум до 200 миллиардов фунтов стерлингов;
  • приобретения правительством привилегированных акций банков на сумму в 25 миллиардов фунтов стерлингов;
  • предоставления необходимых государственных займов банкам в обмен на их обязательство увеличить капитализацию на 25 миллиардов фунтов стерлингов;
  • предоставления правительством Великобритании гарантий по долговым обязательствам банков на сумму в 250 миллиардов фунтов стерлингов.
Значительную долю этих средств в размере 37 млрд фунтов получили банки Royal Bank of Scotland, HBOS и Lloyds TSB. В обмен правительству были переданы доли в этих компаниях, включая контрольные пакеты в Royal Bank of Scotland и HBOS.
На последнем заседании банка Англии все члены руководства (в соотношении 9 к 0) поддержали программу по выкупу активов в размере 375 долл., начатую в 2009 г.
В ноябре 2008 г. руководством КНР был разработан антикризисный план, предполагающий выделение инвестиций на сумму 4 трлн юаней или около 586 млрд долл. Деньги были распределены между 10 проектами, основными среди которых стали строительство автомобильных и железных дорог, возведение недорогого жилья, инвестиции в сельское хозяйство, внедрение на заводах современных технологий, восстановление районов, пострадавших от землетрясения в 2008 г., а также проведение культурных и образовательных мероприятий. Кроме того, были понижены налоги на малый и средний бизнес на сумму 500 млрд юаней в год и облегчена процедура выдачи кредитов коммерческими банками .

Посткриптум:
В данной статье приведено в основном мое мнение на видение глобального кризиса и его причины. Я также считаю, что каждый тредер должен знать экономическую составляющую экономик промышленно развитых стран. К тому в такие времена как сейчас предоставляется возможность купить хорошие активы за бесценок. Вспомнить даже AIG когда она стоила 45 центов и после вливания денег правительства США скачок цен составил сначала с 1,8 долл., а в течении 2 месяцев они поднялись 60 долл. (данная компания в 2008-2009 году являлась одним из крупнейших операторов рынка CDS и ее банкротство привело бы к еще худшим последствиям в финансовом секторе США). Если разбирать текущую ситуацию, то совокупный объем диревативов в стоимостном выражении, приходящихся на финансовый сектор США, составляет 246 трлн.долл. Вдумайтесь только в эту цифру. (к примеру ВВП США равен примерно 14,3 трлн.долл.) . Полный отчет по банковской системе США можно просмотреть здесь. (по данным FDIC)http://www.fdic.gov/...2_entire_v4.pdf
К тому же на долю 4 только банков (Citi, Bank of America, JPMorga Chase&Co, Goldman Sachs) объем диревативов приходится более 209 млрд.долл. Банкротство каждого из них приведет к полной дестабилизации финансовой системы. Данный факт необходимо учитывать при торговле на средний срок при существенном их падении. (правда о нем говорить пока рано). Но учитывая последние квартальные отчеты крупнейших банков США, можно с смелостью сделать вывод о полной стагнации банковского сектора. К примеру у Morgan Stanle y чистые совокупные доходы к прошлому годы обвалились на 46% Доходы от трейдинга упали почти на 80% и совокупные убытки в этом квартале составили 1,5 млрд. против прибыли 3,4 в прошлом.
Bank of America показал чистый убыток в этом квартале в размере 33 млн. по сравнению с прибылью 5,9 млрд. долл. годом ранее. К тому дание чистой прибыли банка наблюдается с 2010 года. В основном данный факт связан с реструктуризацией ипотечных долгов и их списанием за счет резервов. Падение показателей происходит практически по всем сегментам. Начиная от инвестиционного заканчивая розничным кредитованием.
Citi потеряли 964 млн.(3 ий квартал), но за счет налоговых стимулов в размере 1,5 млрд. показали прибыль в размере 493 млн.
В целом стагнация банковского сектора в США продолжается и пока прояснений не видится (чуть подробно потом напишу).
Данный факт я считаю необходимо учитывать при сегодняшней торговле и готовится к самым неожиданным вещам (это мое мнение). Конечно пока рано говорит, что рынок будет падать, но показатели финансового сектора уже точно не радуют и наводят на очень мрачные мысли.
Удачи все при принятии инвестиционных решений, надеюсь информация будет полезной.
 

UT Belarus

New member
извиняюсь что с картинками не вышло:sad: если есть интерес, то полностью статью можно посмотреть на нашем сайте
 
Your email address will not be publicly visible. We will only use it to contact you to confirm your post.
Сверху