Минфин готовит масштабное изъятие валюты
Минфин России заложил в "Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики" на 2019-21 гг. расходы на покупку валюты в размере 8,518 трлн рублей. Это, пишет Finmarket, в 2,2 раза больше, чем на реализацию нового майского указа Владимира Путина, предполагающего ускорение экономики, борьбу с бедностью и повышение качества жизни (3,9 трлн рублей). Покупать Минфин планирует доллары, евро и фунты стерлингов.
Скупка валюты станет второй крупнейшей статей расходов бюджета, превысив траты как на оборону (2 трлн рублей), так и на полицию (2,8 трлн рублей) и уступая лишь ассигнованиям на социальную политику (4,6 трлн рублей). В прошлом году на эти цели ушло 900 млрд рублей, в текущем - запланировано 2,74 трлн рублей, а в следующем - 3,42 трлн рублей. При неизменном курсе суммарно за 2019-21 гг. Минфин сможет купить еще около 130 млрд долларов в дополнение к 10,6 млрд долларов за прошлый год и 28,3 млрд, приобретенных за январь-май текущего.
Таким образом, план на ближайшие три года подразумевает изъятие из оборота около 2/3 чистого притока валюты по счету текущих операций, следует из материалов Минфина. Это, как объясняет ведомство, "снизит чувствительность курсовых колебаний к динамике цен на нефть": валюта уходит с рынка в резервы, ее доступность для бизнеса и населения падает, а курс доллара не снижается даже в условиях взлетевших до трехлетних рекордов цен на нефть.
В общем-то это тема не новая, указывает эксперт Международного финансового центра Владимир Рожанковский. Она называется «бюджетное правило» при цене нефти, превышающей цифру, заложенную в годовой федеральный бюджет, происходит автоматическая скупка валюты для пополнения фондов и ЗВР. Увеличение объёмов скупки долларов и евро означает, что Минфин будет в ближайшие годы занижать среднегодовую цену бюджетного барреля – с тем, чтобы больше валюты ушло на эту операцию. Также можно сделать и другой вывод: Минфин рассчитывает, что нефть в ближайшие годы будет показывать поступательный рост.
Конечно, признает аналитик, увеличение валютных резервов – это плюс для российской финансовой системы, поскольку чем они выше, тем лучше манёвренность центробанка и тем стабильнее курс рубля. Однако с экономической точки зрения такая бюджетная политика почти наверняка означает снижение фондирования социальных программ и стагнацию доходов граждан. Это будет особенно остро ощущаться, если на этом фоне будут продолжать расти налоги и тарифы.
Курс рубля будет продолжать оставаться всё в большей мере функцией фискальной политики страны и уровня денежной ликвидности в системе, которые при таком сценарии будут весьма жёсткими и ограниченными, нежели производной цен на нефть, как это было раньше. Таким образом, заключает Владимир Рожанковский, прогнозы по рублю станут более неопределёнными и широкодиапазонными. При таком сценарии, при условии, что Федрезерв США будет продолжать политику сильного доллара (что не факт!) рубль может ослабнуть до 72-75 за доллар.
Россия пытается избавиться от «нефтяной зависимости» уже не первый год, однако, на данный момент удалось лишь сократить корреляцию курса рубля с нефтяными котировками, указывает, в свою очередь, аналитик eToro в России и СНГ Михаил Мащенко. Конечно, говорит он, наша нацвалюта теперь гораздо сильнее зависит от притока и оттока средств нерезидентов, но, во-первых, это достаточно сомнительное достижение, ну а во-вторых - падение цен на сырье продолжает оказывать негативный эффект на валюту, хоть и не такой ярко выраженный как раньше.
http://expert.ru/2018/07/10/valyuta/