Банки поставляют на Мосбиржу почти в 2,5 раза больше активных клиентов и в 3 раза больше новых клиентов, чем брокеры
Москва. 20 августа. В привлечении клиентов на фондовый рынок ключевую роль
играют банки, заявила член правления - управляющий директор по фондовому рынку
"Московской биржи" (MOEX: MOEX) Анна Кузнецова на семинаре для журналистов.
По данным биржи, к середине августа среди активных клиентов Мосбиржи 397
тыс. человек являются банковскими клиентами, а 170 тыс. человек - это клиенты
брокеров. Из 100 тыс. новых клиентов 75 тыс. человек приходит от банков и только
25 тыс. от профучастников.
"Если раньше новые клиенты у нас, в основном, приходили от брокеров, то с
момента, когда новые проекты начали развивать банки ("Тинькофф", Сбербанк (MOEX:
SBER), ВТБ (MOEX: VTBR) и другие), мы стали регистрировать по 100 тыс. новых
клиентов ежемесячно, и из них 75 тыс. приходится на банки. Раньше соотношение
было обратным: 40 тыс. клиентов банков на 60 тыс. клиентов от брокеров. Но с
2018 года можно смело сказать, что тон задают банки", - отметила Кузнецова.
До 2017 года брокеры уверенно опережали банки по количеству активных
клиентов. Так, в конце 2016 года на 121 тыс. активных клиентов брокеров
приходилось 98 тыс. активных клиентов от банков. В 2017 году эти показатели по
банкам и брокерам приблизительно сравнялись.
К концу 2018 года банки уже сильно оторвались от профучастников: на 292
тыс. активных клиентов банков приходилось всего 185 тыс. клиентов брокеров.
Показательно, что динамика активных инвесторов среди клиентов профучастников
нисходящая, их число сократилось со 185 тыс. в 2018 году до 170 тыс. человек к
августу 2019 года.
Свою роль в этом процессе сыграли два фактора. Во-первых, привлечению
населения на фондовый рынок через банки способствовало появление налоговых
стимулов и распространение онлайн-каналов продаж и мобильных приложений ведущих
банков для инвестирования на фондовом рынке. По данным Мосбиржи, 70% новых
клиентов приходит на биржу через онлайн-каналы, при этом у банков этот процент,
по словам Кузнецовой, еще выше, до 90%.
Во-вторых, важную роль сыграло распространение народных ОФЗ, благодаря
которым многие вкладчики познакомились с фондовым рынком.
"В результате размещения ОФЗ-Н банки повысили финансовую грамотность своих
сотрудников и научили их продавать инвестиционные продукты", - пояснила
Кузнецова.